Волноваха - городской форум

Пишите, общайтесь, задавайте вопросы. Форум посвящён всему, что происходит в Волновахе и за её пределами!

Текущее время: 25 ноя 2017, 12:28

Часовой пояс: UTC + 2 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 13 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: образование у них)
СообщениеДобавлено: 20 янв 2015, 10:23 
Не в сети

Зарегистрирован: 31 авг 2010, 21:27
Сообщений: 1263
Наталья Киреева живет в Хельсинки. Недавно она рассказала о системе и принципах местного образования и поделилась своим мнением, почему финское образование считается одним из лучших в мире.
Согласно международным исследованиям, которые раз в 3 года проводит авторитетная организация PISA, финские школьники показали самый высокий в мире уровень знаний. Они также самые читающие дети планеты, заняли 2-е место по естественным наукам и 5-е — по математике. Но даже не это так восхищает педагогическое сообщество. Невероятно, что при таких высоких результатах школьники проводят наименьшее количество времени за учебой.
Среднее общеобразовательное обязательное обучение в Финляндии включает школу двух ступеней:
— нижняя (alakoulu), с 1 по 6 класс;
— верхняя (yläkoulu), с 7 по 9 класс.
В дополнительном 10 классе учащиеся могут улучшить свои оценки. Затем дети отправляются в профессиональный колледж либо продолжают учебу в лицее (lukio), 11–12 классы в нашем привычном понимании.
7 принципов «средней» ступени финского образования:
1. Равенство
Школ.
Нет ни элитных, ни «слабеньких». В самой крупной школе страны учится 960 учеников. В самой маленькой — 11. Все имеют абсолютно одинаковое оборудование, возможности и пропорциональное финансирование. Почти все школы — государственные, есть десяток частно-государственных. Разница, кроме того, что родители вносят частичную оплату, — в повышенных требованиях к ученикам. Как правило, это своеобразные «педагогические» лаборатории, следующие выбранной педагогике: Монтессори, Френе, Штайнера, Мортана и Вальдорфская школы. К частным относятся и учреждения с преподаванием на английском, немецком, французском.
Следуя принципу равенства, в Финляндии существует параллельная система образования «от детских садов до университетов» на шведском языке. Не забыты и интересы саамского народа, на севере страны можно обучаться на родном языке.
До недавнего времени финнам было запрещено выбирать школу, следовало отдавать детей в «ближайшую». Запрет сняли, но большинство родителей так и отдают детей «поближе», ведь все школы одинаково хороши.
Всех предметов.
Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим не приветствуется. Здесь не считается, что математика важнее, к примеру, искусства. Наоборот, единственным исключением для создания классов с одаренными детьми могут быть склонности к рисованию, музыке и спорту.
Родителей.
Кто по профессии (социальному статусу) родители ребенка, учитель узнает в последнюю очередь, в случае необходимости. Вопросы учителей, анкеты, касающиеся места работы родителей, запрещены.
Учеников.
Финны не сортируют учеников на классы по способностям или карьерным предпочтениям.
Также нет «плохих» и «хороших» учеников. Сравнение учеников друг с другом запрещено. Дети, как гениальные, так и с большим дефицитом умственных способностей, считаются «особенными» и учатся вместе со всеми. В общем коллективе обучаются и дети на инвалидных креслах. При обычной школе может быть создан класс для учащихся с заболеваниями органов зрения или слуха. Финны стараются максимально интегрировать в общество тех, кому требуется особое отношение. Разница между слабыми и сильными учащимися — самая маленькая в мире.
«Меня возмущала финская система образования, когда в школе училась моя дочь, которую по здешним меркам можно отнести к одаренным. Но когда в школу пошел сын, у которого обилие проблем, мне сразу все очень понравилось», — делилась впечатлениями русская мама.
Учителей.
Нет «любимых» или «ненавистных грымз». Учителя тоже не прикипают душой к «своему классу», не выделяют «любимчиков» и наоборот. Любые отклонения от гармонии ведут к расторжению контракта с таким учителем. Финские учителя должны лишь выполнять свою работу наставника. Все они одинаково важны в трудовом коллективе: и «физики», и «лирики», и учителя труда.
Равенство прав взрослого (учителя, родителя) и ребенка.
Финны называют этот принцип «уважительное отношение к ученику». Детям с 1 класса объясняют их права, в том числе и право «жаловаться» на взрослых социальному работнику. Это стимулирует финских родителей к пониманию, что их ребенок — самостоятельная личность, обижать которую запрещено как словом, так и ремнем. Унижать учеников у педагогов не получается в силу особенностей профессии учителя, принятых в финском трудовом законодательстве. Главная особенность состоит в том, что все учителя заключают контракт только на 1 учебный год, с возможным (или нет) продлением, а также получают высокую зарплату (от 2 500 евро — помощник, до 5 000 — учитель-предметник).

Добавлено в 09:48
2. Бесплатность
Кроме самого обучения бесплатны:
обеды;
экскурсии, музеи и вся внеклассная деятельность;
транспорт, который забирает и возвращает ребенка, если ближайшая школа находится дальше двух километров;
учебники, все канцелярские принадлежности, калькуляторы и даже ноутбуки-планшетники.
Любые сборы родительских средств на любые цели запрещены.
3. Индивидуальность
Для каждого ребенка составляется индивидуальный план обучения и развития. Индивидуализация касается содержания используемых учебников, упражнений, количества классных и домашних заданий и отводимого на них времени, а также преподаваемого материала: кому «корешки» — более подробное изложение, а от кого требуются «вершки» — кратко о главном.
На уроке в одном и том же классе дети выполняют упражнения разного уровня сложности. И оцениваться они будут согласно персональному уровню. Если отлично выполнил «свое» упражнение начальной сложности, получи «отлично». Завтра дадут уровень выше — не справишься — ничего страшного, снова получишь простое задание.
В финских школах наряду с обычным обучением есть две уникальные разновидности образовательного процесса:
Поддерживающее обучение «слабых» учеников — то, чем в России занимаются частные репетиторы. В Финляндии репетиторство популярности не имеет, школьные учителя добровольно справляются с дополнительной помощью во время урока или после него.
Коррекционное обучение — связано с устойчивыми общими проблемами в усвоении материала, например, из-за непонимания неродного финского языка, на котором ведется обучение, или в связи со сложностями с запоминанием, с математическими навыками, а также с асоциальным поведением некоторых детей. Коррекционное обучение проводят в малых группах или индивидуально.

4. Практичность
Финны говорят: «Либо мы готовим к жизни, либо — к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому экзаменов в финских школах нет. Контрольные и промежуточные тесты — на усмотрение учителя. Существует только один обязательный стандартный тест по окончании средней общеобразовательной школы, причем учителя не пекутся о его результатах, ни перед кем за него не отчитываются и детей специально не готовят: что есть, то и хорошо.
В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни. Устройство доменной печи, например, не пригодится, его и не изучают. Зато здешние детишки с детства знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в интернете, просчитать цену товара после нескольких скидок или изобразить «розу ветров» на данной местности.
5. Доверие
Во-первых, к школьным работникам и учителям: нет проверок, роно, методистов, обучающих как обучать и проч. Программа образования в стране единая, но представляет собой только общие рекомендации, и каждый педагог использует тот метод обучения, который считает подходящим.
Во-вторых, доверие к детям: на уроках можно заниматься чем-то своим. Например, если на уроке литературы включен учебный фильм, но ученику не интересно, он может читать книгу. Считается, что ученик сам выбирает, что для него полезнее.
6. Добровольность
Учится тот, кто хочет учиться. Педагоги постараются привлечь внимание ученика, но если у него начисто отсутствует интерес или способности к учебе, ребенка сориентируют на практически полезную в будущем, «несложную» профессию и не будут бомбить «двойками». Не всем строить самолеты, кто-то должен хорошо водить автобусы.
В этом финны тоже видят задачу средней школы — выявить, стоит ли данному подростку продолжать обучение в лицее или достаточно минимального уровня знаний, кому полезнее пойти в профессиональное училище. Надо отметить, что и тот и другой путь в стране одинаково ценится.
Выявлением склонностей каждого ребенка к определенному виду деятельности путем тестов и бесед занят штатный школьный специалист — «учитель будущего».
В общем, процесс обучения в финской школе мягкий, деликатный, но это не значит, что можно «забить» на школу. Контроль школьного режима обязателен. Все пропущенные уроки будут «отсижены» в прямом смысле. Например, для ученика 6 класса учитель может найти «окошко» в расписании и посадить его на урок во 2 классе: сиди, скучай и думай о жизни. Будешь мешать младшим — час не засчитают. Не выполняешь заданное учителем, не работаешь на уроке — никто не будет вызывать родителей, грозить, оскорблять, обращаясь к умственной неполноценности или лени. Если родители также не озабочены учебой своего ребенка, он спокойно не перейдет в следующий класс.
Оставаться на второй год в Финляндии непозорно, особенно после 9 класса. К взрослой жизни нужно готовиться серьезно, поэтому в финских школах есть дополнительный (необязательный) 10 класс.
7. Самостоятельность
Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному — самостоятельной будущей успешной жизни. Поэтому здесь учат размышлять и самим получать знания. Новых тем учитель не рассказывает — все есть в книгах. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, интернетом, калькулятором — привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем.
Также школьные педагоги не вмешиваются в конфликты учащихся, предоставляя им возможность подготовиться к жизненным ситуациям всесторонне и развить умение постоять за себя.
Учебный процесс в «одинаковых» финских школах, тем не менее, организован очень по-разному.
Когда и сколько учимся?
Учебный год в Финляндии начинается в августе, с 8-го по 16-е, единого дня не существует. А заканчивается в конце мая. В осеннем полугодии имеется 3–4 дня осенних каникул и 2 недели рождественских. Весеннее полугодие включает по неделе февральских — «лыжных» каникул (финские семьи, как правило, отправляются вместе кататься на лыжах) — и пасхальных.
Обучение — пятидневка, только в дневную смену. Пятница — «короткий день».
Чему учимся?
1–2 класс:
Изучаются родной (финский) язык и чтение, математика, природоведение, религия (согласно вероисповеданию) или жизнепонимание (для тех, кого религия не волнует), музыка, ИЗО, труд и физкультура. На одном уроке может изучаться сразу несколько дисциплин.
3–6 класс:
Начинается изучение английского языка. В 4 классе — еще один иностранный язык на выбор: французский, шведский, немецкий или русский. Вводятся дополнительные дисциплины — предметы по выбору, в каждой школе они свои: скорость печатания на клавиатуре, компьютерная грамотность, умение работать с деревом, хоровое пение. Почти во всех школах — игра на музыкальных инструментах, за 9 лет обучения дети попробуют все, от дудочки до контрабаса.
В 5 классе добавляется биология, география, физика, химия, история. С 1 по 6 класс обучение ведет один учитель почти по всем предметам. Урок физкультуры — это любая спортивная игра 1–3 раза в неделю, в зависимости от школы. После урока обязателен душ. Литература, в привычном для нас понимании, не изучается, это скорее, чтение. Учителя-предметники появляются только в 7 классе.
7–9 класс:
Финский язык и литература (чтение, культура края), шведский, английский, математика, биология, география, физика, химия, основы здоровья, религия (жизнепонимание), музыка, ИЗО, физкультура, предметы по выбору и труд, который не разделяется отдельно «для мальчиков» и «для девочек». Все вместе учатся варить супы и вырезать лобзиком. В 9 классе — 2 недели знакомства с «трудовой жизнью». Ребята находят себе любое «рабочее место» и с великим удовольствием отправляются «на работу».
Кому нужны оценки?
В стране принята 10-балльная система, но до 7 класса применяется словесная оценка: посредственно, удовлетворительно, хорошо, отлично. С 1 по 3 класс отметки в любых вариантах отсутствуют.
Все школы подключены к государственной электронной системе «Wilma», что-то вроде электронного школьного дневника, к которому родители получают личный код доступа. Педагоги выставляют оценки, записывают пропуски, информируют о жизни ребенка в школе; психолог, социальный работник, «учитель будущего», фельдшер тоже оставляют там нужную родителям информацию.
Оценки в финской школе не имеют зловещей окраски и требуются только для самого ученика, применяются для мотивации ребенка в достижении поставленной цели и самопроверки, чтобы мог улучшить знания, если пожелает. Они никак не отражаются на репутации учителя, школы и районные показатели не портят.
Мелочи школьной жизни
Территория школ не огорожена, охрана при входе отсутствует. Большинство школ имеет систему автоматического замка на входной двери, попасть в здание можно только согласно расписанию.
Дети не обязательно сидят за партами-столами, могут и на полу (ковре) разместиться. В некоторых школах классы оборудованы диванчиками, креслами. Помещения младшей школы устланы коврами и ковриками.
Форма отсутствует, так же как и какие-то требования по поводу одежды, можно прийти хоть в пижаме. Сменная обувь требуется, но большинство детей младшего и среднего звена предпочитают бегать в носках.
В теплую погоду уроки часто проводятся на свежем воздухе у школы, прямо на травке, или на специально оборудованных в виде амфитеатра лавочках. Во время перемен учеников младшей школы обязательно выводят на улицу, пусть даже на 10 минут.
Домашнее задание задают редко. Дети должны отдыхать. И родители не должны заниматься с детьми уроками, педагоги рекомендуют вместо этого семейный поход в музей, лес или бассейн.
Обучение «у доски» не применяется, детей не вызывают пересказывать материал. Учитель коротко задает общий тон уроку, затем ходит между учениками, помогая им и контролируя выполнение заданий. Этим же занимается и помощник учителя (есть такая должность в финской школе).
В тетрадях можно писать карандашом и стирать сколько угодно. Мало того, и учитель может проверить задание карандашом!
Вот так выглядит финское среднее образование в очень кратком изложении. Может быть, кому-то оно покажется неправильным. Финны не претендуют на идеал и не успокаиваются на достигнутом, даже в самом хорошем можно найти минусы. Они постоянно исследуют, насколько их школьная система соответствует происходящим изменениям в обществе. Например, в данный момент готовятся реформы, предполагающие разделить математику на алгебру и геометрию и увеличить часы преподавания по ним, а также выделить литературу и общественную науку как отдельные предметы.
Однако самое главное финская школа определенно делает. Их дети не вскрикивают по ночам от нервного перенапряжения, не мечтают поскорее вырасти, не испытывают ненависти к школе, не терзают себя и всю семью, готовясь к очередным экзаменам. Спокойные, рассудительные и счастливые, они читают книжки, легко смотрят фильмы без перевода на финский язык, играют в компьютерные игры, гоняют на роликах, великах, байках, сочиняют музыку, театральные пьесы, поют. Они радуются жизни. И между всем этим успевают еще и учиться.

http://www.adme.ru/zhizn-nauka/7-princi ... ya-838510/

_________________
Interstella 5555


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: образование у них)
СообщениеДобавлено: 20 янв 2015, 10:32 
Не в сети

Зарегистрирован: 30 янв 2011, 21:43
Сообщений: 5527
Я считаю что наше образование перегружено и избыточно. 99% школьников не тянут программу .
4 класса получил - экзамен , 8классов- госэкзамен ,не сдал-нахер из школы!
Сдал - колледж , или еще 9-11 классы (как подготовка к ВУЗу)
Материал выпускаемый из ВУЗов на 80 процентов некондиция...

_________________
Не относитесь к жизни слишком серьёзно,всё равно вам из неё живым не выбраться!


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: образование у них)
СообщениеДобавлено: 20 янв 2015, 11:20 
Не в сети

Зарегистрирован: 30 апр 2013, 20:39
Сообщений: 674
Откуда: Волноваха
Отлично! Понравилось, что педагоги готовят детей к жизни и направляют в нужное русло
Цитата:
школа должна научить ребенка главному — самостоятельной будущей успешной жизни.

и не разделяют по разным принципам
Цитата:
Дети, как гениальные, так и с большим дефицитом умственных способностей, считаются «особенными» и учатся вместе со всеми.


Цитата:
стараются максимально интегрировать в общество тех, кому требуется особое отношение.

А самое главное это
Цитата:
Финны говорят: «Либо мы готовим к жизни, либо — к экзаменам. Мы выбираем первое».


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: образование у них)
СообщениеДобавлено: 20 янв 2015, 11:24 
Не в сети

Зарегистрирован: 30 янв 2011, 21:43
Сообщений: 5527
В мое школьное время пытались экспериментировать - из двух классов формировали один со способными и второй с балластом.
В первом случае успеваемость поднималась , во втором резко падала - не у кого списывать...
Расформировали дабы не портить статистику.
ПС: Для того чтоб готовить к жизни нужен Педагог , коих в школе единицы. И их помнят всю жизнь , как правда и лузеров-детоненавистников.
ППС: Терпеть не мог домашнее задание . Зачастую делал его в уме. Сочинения занимали кучу времени , не мог я по шаблону строчить , писал своё , что не нравилось некоторым учителям.
Когда в 10 классе списал сочинение у бывшей заучки-отличницы(из прежней школы) за смысл поставили удовлетворительно! Естественно в её школе оценка была отлично.

_________________
Не относитесь к жизни слишком серьёзно,всё равно вам из неё живым не выбраться!


Последний раз редактировалось semantic 20 янв 2015, 11:36, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: образование у них)
СообщениеДобавлено: 20 янв 2015, 11:32 
Не в сети

Зарегистрирован: 30 апр 2013, 20:39
Сообщений: 674
Откуда: Волноваха
semantic, полностью согласен. Ещё меня в отечественном образовании просто бесит то, что домашние задания детей делают родители, а потом дети получают за них хорошие оценки. А если ребёнок выполняет задание сам (оно конечно по качеству будет отличаться от того, что сделал взрослый), так его ещё и плохими оценками гнобят. Так было когда я учился в школе, так есть и сегодня (только в большей степени).
Это наверное так родители пытаются свои комплексы из детства побороть :)


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: образование у них)
СообщениеДобавлено: 20 янв 2015, 11:35 
Не в сети

Зарегистрирован: 31 авг 2010, 21:27
Сообщений: 1263
съел чеснока всего лишь дольку
все дамы разбежались вдруг
как много нечисти однако
вокруг

_________________
Interstella 5555


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: образование у них)
СообщениеДобавлено: 20 янв 2015, 11:38 
Не в сети

Зарегистрирован: 30 янв 2011, 21:43
Сообщений: 5527
Порвал пукан
И никого ...
Ну что Шанель ,
пойдем домой...

_________________
Не относитесь к жизни слишком серьёзно,всё равно вам из неё живым не выбраться!


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: образование у них)
СообщениеДобавлено: 20 янв 2015, 12:06 
Не в сети

Зарегистрирован: 24 фев 2010, 22:22
Сообщений: 1422
SeMiR писал(а):
semantic, полностью согласен. Ещё меня в отечественном образовании просто бесит то, что домашние задания детей делают родители, а потом дети получают за них хорошие оценки. А если ребёнок выполняет задание сам (оно конечно по качеству будет отличаться от того, что сделал взрослый), так его ещё и плохими оценками гнобят. Так было когда я учился в школе, так есть и сегодня (только в большей степени).
Это наверное так родители пытаются свои комплексы из детства побороть :)

А сейчас репетиторство как процветает(у кого дети учатся,тот знает).Я не о тех предметах, в более глубоком изучении которых заинтересован сам ребенок:я о тех,где нужно подзаработать учителям.А что:стоимость часа занятий колеблется от 35 до 80 гривен(из личного опыта),Причем занимаются иногда в группах,только раньше стоимость делилась на всех занимающихся,а сейчас занимаются втроем-выкладывают по 35 грн каждый.Не кисло...Но,тут уже сами выбираем.Мой ребенок отказался заниматься дополнительно математикой(при том,что учительница очень настойчиво предлагала).Получила 9 по алгебре и геометрии за семестр.Ну и что?Поныла чуток и успокоилась(раньше из-за 9 была истерика)!
А вообще программа-жесть.В 9 классе дочь сдавала ДПА по биологии.Там процентов 15 вопросов -уровень мединститута(строение почек,большой,малый круг кровообращения и т.д....Латынь,название болезней)Не многие врачи так досконально все знают,как требуют от 9классника)!!! :du_ma_et:


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: образование у них)
СообщениеДобавлено: 20 янв 2015, 12:53 
Не в сети

Зарегистрирован: 27 июн 2014, 09:05
Сообщений: 1092
Откуда: Волноваха
Хочу в Финляндию :is_te_ri_ka:


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: образование у них)
СообщениеДобавлено: 20 янв 2015, 12:59 
Не в сети

Зарегистрирован: 27 июн 2014, 09:05
Сообщений: 1092
Откуда: Волноваха
Когда я училась в школе (не в Волновахе, и не в Украине), вечно эксперименты какие-то устраивали. В 6 классе из 3 решили сделать 2 с разделением по умственным способностям. Я в "умный" не перешла, хоть подходила, из принципа. Особо ничего не изменилось, были и в нашем отличники, и в "умном" двоечники.
Всё-таки финам повезло, что они не стали частью СССР.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: образование у них)
СообщениеДобавлено: 20 янв 2015, 13:00 
Не в сети

Зарегистрирован: 30 янв 2011, 21:43
Сообщений: 5527
natuen писал(а):
.. .В 9 классе дочь сдавала ДПА по биологии.Там процентов 15 вопросов -уровень мединститута(строение почек,большой,малый круг кровообращения и т.д....Латынь,название болезней)Не многие врачи так досконально все знают...

А вот это глупость.
Чтоб лезть в медицину нужна колоссальная база - анатомия ,гистология , физиология, генетика, биохимия .
Иначе это терминологический хаотический мусор в голове у школьника.

_________________
Не относитесь к жизни слишком серьёзно,всё равно вам из неё живым не выбраться!


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: образование у них)
СообщениеДобавлено: 20 янв 2015, 14:18 
Не в сети

Зарегистрирован: 24 фев 2010, 22:22
Сообщений: 1422
semantic писал(а):
natuen писал(а):
.. .В 9 классе дочь сдавала ДПА по биологии.Там процентов 15 вопросов -уровень мединститута(строение почек,большой,малый круг кровообращения и т.д....Латынь,название болезней)Не многие врачи так досконально все знают...

А вот это глупость.
Чтоб лезть в медицину нужна колоссальная база - анатомия ,гистология , физиология, генетика, биохимия .
Иначе это терминологический хаотический мусор в голове у школьника.

А главное:на хера это ребенку????? :( :ne_ne_ne:


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: образование у них)
СообщениеДобавлено: 20 янв 2015, 23:03 
Не в сети

Зарегистрирован: 20 июл 2013, 22:26
Сообщений: 1622
А ведь у нас тоже были люди, которые понимали и могли создать высокоэффективную систему образования, не хуже вальдорфской школы Штейнера. Одним из них был Василий Александрович Сухомлинский.

Педагогические идеи В. Сухомлинского

как концептуальная основа личностно - ориентированного подхода



Одним из самых эффективных подходов к реформированию современного образования назван личностно ориентированный подход.
Однако работа относительно разработки теории и методики личностно ориентированного образования пока еще вдалеке от завершения и в первую очередь это касается ее концептуальной основы. В трудах классиков украинской педагогики К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко и В.A.Сухомлинского содержатся все или почти все положения, которые могут быть положены в основе современной концепции личностно ориентированной учебы и воспитания.
Понятие личностно ориентированный подход в трудах Сухомлинского отсутствуют.
Не формулировались им ни принципы, ни методы личностно ориентированного подхода. Однако большинство его трудов в той или другой степени посвящено вопросам личностного, индивидуального подхода к ученикам и в сущности решает проблемы его перестройки. Главной целью учебно-воспитательного процесса В.A.Сухомлинский считал всестороннее развитие личности.
Одним из основных положений в системе взглядов В.А.Сухомлинского на сущность учебно-воспитательного процесса есть положение о неповторимости каждого ребенка. Положение о неповторимости каждого ребенка есть словно краеугольным камнем, на котором построена вся система взглядов В.А. Сухомлинского на проблемы учебы и воспитания. Такое же важное значение оно имеет и для концепции личностно ориентированного подхода, поскольку именно из него выплывает положение о ребенке как наивысшей ценности и, соответственно главного субъекта учебно-воспитательного процесса. Это дает возможность сформулировать первый, фундаментальный принцип личностно - ориентированного подхода к учебе и воспитанию – принцип неповторимости каждого ребенка. С положением о неповторимости каждого ребенка непосредственно связано следующее положение В.А. Сухомлинского – об отсутствии неспособных, бездарных и ленивых детей. Отсюда вытекает следующий, второй принцип личностно - ориентированного подхода к учебе и воспитанию – принцип признания отсутствия неспособных детей. С положением об отсутствии неспособных, бездарных и ленивых детей в свою очередь связано положение о неравенстве умственных способностей детей, которое, на первый взгляд, ему противореччит. Однако противоречия здесь нет. Наличие такого неравенства обусловлено разными умственными задатками детей. Без учета этого нельзя представить современный учебно-воспитательный процесс. Следовательно, третьим принципом личностно - ориентированного подхода является принцип учета неравенства умственных способностей детей. Учеба и воспитание детей с высокими умственными способностями не вызывает особенные трудности. А что делать с детьми, которые имеют сниженную способность к учебе? Как учить и воспитывать таких детей? Справиться с этим заданием можно, по мнению В.А.Сухомлинского, лишь при условии использования для учебы и воспитания таких детей особенных мероприятий, тонкого и деликатного индивидуального подхода. Отсюда выплывает четвертый принцип личностно - ориентированного подхода к учебе и воспитанию – принцип индивидуализации учебно-воспитательного процесса. Индивидуализация учебно-воспитательного процесса – это, по сути, учеба и воспитание каждого ученика по индивидуальному плану. “Опыт убеждает, - пишет В.А.Сухомлинский в статье “Народный учитель”, - если в школе, скажем, шестьсот учеников, то это значит, нужно искать шестьсот индивидуальных тропинок." Естественные задатки, наклоны, одаренность составляют содержание индивидуальных особенностей учеников, а их выявление – содержание пятого принципа личностно - ориентированного подхода к учебе и воспитанию – принципу учета индивидуальных особенностей учеников. Раскрывая суть индивидуального, дифференцированного подхода к учебе и воспитанию учеников, В.А.Сухомлинский постоянно использует понятие личность ребенка. Следовательно шестым принципом личностно ориентированного подхода к учебе и воспитанию. что выплывает из педагогических идей Сухомлинского, есть принцип определения каждого ученика личностью. Главным заданием относительно реализации этого принципа является сохранение и развитие у ребенка чувства человеческого достоинства. Это задание В.А. Сухомлинский считал одним из самых тяжелых и самых тонких заданий педагога и, судя по тому, как часто встречается понятие человеческое достоинство в его трудах, представляется значимым. Почтенное отношение к человеческому достоинству, человеческой личности ученика есть, говоря словами В.А.Сухомлинского, важнейшим педагогическим инструментом, поскольку дает возможность сохранить все красивые человеческие качества, которые были заложены у ребенка от роду, – доброту, человечность, неугомонность, и не дает возможность развиться плохим свойствам – безвольной и молчаливой покорности, бессердечию, жестокости. ,,Конечной целью такого подхода есть, по словам Сухомлинского, творить очень нежную, тонкую вещь: желание быть хорошим, стать сегодня лучше, чем был вчера ”.
Воспитывается желание быть хорошим многими способами: красотой, человечностью, добротой, чуткостью; на примере педагогов и родителей; правдой; наставлением; через преодоление трудностей и др. Но в первую очередь радостью... ,,Жизненный путь от детства к отрочеству должен быть путем радости, бодрости – пишет В.А. Сухомлинский в труде “Духовный путь школьника”.
Радость – это позитивные чувства.
Переживание как позитивных, так и негативных интеллектуальных чувств отражается на всей духовной жизни ребенка. Отсюда – следующий, седьмой принцип личностно - ориентированного подхода к учебе и воспитанию – принцип получения позитивных чувств от учебы. У талантливых детей успехи в учебе могут порождать чувство головокружения от успехов, важничанье. Чтобы предотвратить эти нежелательные явления, - пишет Сухомлинский, - следует умело вести подростка путем преодоления трудностей. Это требование можно сформулировать как восьмой принцип ориентированной личностной учебы – принцип учебы через преодоление трудностей. ,,Учеба – это тяжелый умственный труд, и чтобы этот труд был успешным, она должна быть интересной, желаемой для учеников. При чем интересным может быть не только предмет, но и способ познания. Одним из самых эффективных способов познания, пишет В.А.Сухомлинский в статье “Умственный труд и связь школы с жизнью”, является исследовательский подход к предмету изучения. ” Следовательно девятым принципом личностно ориентированного подхода к учебе и воспитанию можно считать принцип исследовательского подхода к предмету изучения. Школьная придавал огромное значение. Отсюда выплывает десятый принцип личностно - ориентированной учебы принцип обязательности самостоятельного умственного труда учеников у процессов учебы. Важным фактором эффективности учебы В.А.Сухомлинский считал человечность, любовь, доброту, чуткость, сердечность, тактичность относительно учеников.
Одиннадцатый принцип, который выплывает из этого положения. Модная сформулировать как принцип человечности, чуткости и тактичности по отношению к ученикам. С этим положением непосредственно связано следующее положение В.А.Сухомлинского о понимании оценки как инструмента воспитание, а не наказание. Отсюда – двенадцатый принцип личностно ориентированной учебы – принцип понимания оценки знаний учеников как инструмента воспитания. Положение о взаимозависимости личности и коллектива как совокупности личностей можно сформулировать как тринадцатый принцип личностно 0 ориентированного учебно-воспитательного процесса – принцип взаимозависимости коллектива и личности в учебе. Положение о необходимости высоких личных качеств учителя, разработанное Сухомлинским, может рассматриваться как четырнадцатый принцип личностно - ориентированного подхода к учебе и воспитанию – принцип зависимости личности ученика от личности учителя.
Первым требованием до учителя является требование любви к собственному делу.
Вторым требованием до учителя является требование высокой квалификации

Третьим требованием до учителя является требование высоких моральных качеств.
Четверным требованием является требование творческого подхода к учебе и воспитанию.
Положение В.А.Сухомлинского о наличии исчисления сложных взаимосвязей и взаемозалежностей между отдельными составными частями учебно-воспитательного процесса может быть сформулировано как пятнадцатый принцип личностно - ориентированного подхода к учебе и воспитание – принцип рассмотрения учебно-воспитательного процесса как сложной системы.
Теоретические обобщения В.А.Сухомлинского содержат положения, которые могут рассматриваться как принципы личностно ориентированного подхода к учебе и воспитанию и могут быть положены в его фундамент.
http://awqust.com/index_1_view.php?id=25


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 13 ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Перейти:  
POWERED_BY